Схема подачи воздуха и топлива ВАЗ 2101
Сегодня мы поговорим о схеме подачи топлива в отечественном автомобиле ВАЗ – Жигули, на примере модели 2101 и его аналогах, в которых используются карбюраторы. Также узнаем какая топливная смесь (воздух + бензин) наилучше подходит, в зависимости от нагрузок на двигатель.
Все наверное знают, для того что бы двигатель работал, ему нужно топливо, в нашем случае это смесь из воздуха и бензина, которая и питает энергией наш мотор.
Топливная смесь и ее состав
Процесс сгорания длится очень быстро и составляет в находится от 0.003 до 0,0005 сек при нормальных условиях и скорости горения рабочей смеси в пределах 20 — 30 м/сек. Для приготовления гремучей смеси, тоже нужно время и оно равно выше указанному, также нужно учесть что меняется как количество так и качество ее, в зависимости от нагрузок на ДВС, частоты вращения коленчатого вала.
Для хорошего горения (детонации) смеси бензина и воздуха, нужно правильно ее готовить, этой работой занимается карбюратор, то есть менять количество ингредиентов, в зависимости от режима работы двигателя.
Для получения максимально возможного КПД, от сгорания топлива, нужно на 1 кг бензина 15 кг воздуха, при таком соотношении мы получаем коэффициент избытка воздуха а = 1 и в дальнейшем мы увидим как он будет меняться в зависимости от концентрации смеси.
Для получения бедной смеси, нужно увеличить количество воздуха в ней до 16,5 кг на 1 кг бензина, при этом наш коэффициент составит уже а = 1,1. При такой концентрации, мы немного теряем мощность, но зато он экономичный.
Если вы будите и дальше уменьшать количество бензина в смеси, различными допустимыми способами, то знайте, что к хорошему это не приведет. Ваш мотор будет перегреваться и жрать топливо, а также скорее всего вы получите чихание в карбюраторе и это может быть причиной пожара, не рискуйте так. Если вы еще больше увеличите коэффициент а до 1,2—1,4 наступает нижний предел воспламенения смеси.
При коэффициенте а = 0,87, мы получаем обогащенную смесь, в которой воздуха около 13 кг на 1 кг топлива. Такое соотношение ингредиентов, даст нам большую скорость горения смеси, это увеличить мощность двигателя и немного увеличить расход дорого топлива. Если вы будите дальше увеличивать количество бензина в смеси, то она получится очень обогащенной. При этом происходит неполное сгорание, возникают «выстрелы» в глушителе, двигатель будет выбрасывать черный дым, а в результате коксования масла, отложений нагара и лаковых отложений возникнет перегрев деталей двигателя Кроме того, топливо будет смывать и разжижать масло, что приведет к повышению износа подшипников и других трущихся деталей двигателя. При уменьшении коэффициента а до 0,4—0,65 наступает верхний предел воспламенения смеси.
Пределы воспламенения смеси зависят от температурного состояния двигателя и давления внутри цилиндров перед ее зажиганием, то есть напрямую от компрессии. Если условия в которых эксплуатируется ваше авто и техсостояние мотора все хуже и хуже, то горение топлива будет менее эффективно или вообще нарушаются.
Как я говорил выше и вы уже начали понимать, что есть зависимость количества бензина и воздуха в смеси от режимов эксплуатации двигателя автомобиля.
Если двигатель работает на средней нагрузке, то экономически выгодно делать это на обедненной смеси. Что бы получить больше лошадок, то для этого увеличивается содержание бензина в смеси, то есть она обогащается.
Выше я уже говорил к чему приводит очень богатая или очень бедная смесь, то есть должна быть золотая середина.
Смешивание бензина с воздухом различного состава и дозирование его подачи в цилиндры осуществляется двухкамерным вертикальным карбюратором типа «Вебер», который установлен на впускном трубопроводе 3 Жигулевских двигателей.
Топливо к карбюратору подается из топливного бака 44 диафрагменным топливным насосом, который приводится в действие при работе двигателя штангой 37 под давлением эксцентрика 39. Когда двигатель не работает, топливо подается рычагом 29 ручной подачи. Забор топлива из бака осуществляется приемной трубкой 45 с фильтром 43 в результате разности давления над диафрагмами в баке 44 и в камере корпуса 35 насоса. Бензин из насоса подается по шлангу 34 в поплавковую камеру 24 карбюратора.
Уровень топлива в поплавковой камере всегда постоянный.
Он поддерживается поплавком с запорным игольчатым клапаном 22. Когда уровень топлива в пределах нормы, клапан 22 закрывает отверстие в седле, прекращая доступ топлива в поплавковую камеру, и топливный насос работает вхолостую. При расходовании топлива его уровень понижается и поплавок опускается. При этом игольчатый клапан 22 открывается и топливо поступает в поплавковую камеру.
Воздух в карбюратор поступает через сухие фильтрующие элементы 13 и 12 воздушного фильтра, очищаясь от взвешенных частиц. Разрежение в корпусе 19 воздушного фильтра первичной 25 (основной) и вторичной 6 (полной мощности) смесительных камер создается в результате вращения коленчатого вала и перемещения поршней в цилиндрах двигателя при тактах ««всасывания» смеси.
Воздушный поток, проходя сверху вниз через диффузоры смесительных камер, создает в них разрежение. Топливо из поплавковой камеры, поступая через главные топливные жиклеры 7, эмульсионные трубки и распылители 16 и 15, смешивается с воздухом, образуя рабочую смесь, которая через впускной трубопровод 3 поступает в цилиндры двигателя.
Количество смеси, поступающей в цилиндры двигателя, регулируется открытием дроссельных заслонок 5. Открытие дроссельных заслонок устанавливается ножной педалью акселератора в зависимости от того, какую необходимо получить мощность двигателя и скорость движения автомобиля.
В целях обеспечения работы двигателя на различных режимах карбюратор имеет следующие основные системы и устройства:
— поплавковая камера с устройствами регулировки уровня топлива; — пусковые устройства; система холостого хода первичной камеры; переходная система вторичной камеры; главные дозирующие системы первичной и вторичной камер; обогатительное устройство (эконостат); — устройство для обогащения смеси на режиме разгона; — система разбалансировки поплавковой камеры; — золотниковое устройство вентиляции картеров двигателя.Схема подачи воздуха и топлива
1 — блок цилиндров; 2 — головка цилиндров; 3 — впускной трубопровод; 4 — корпус дроссельных заслонок; 5 — дроссельные заслонки; 6 — вторичная смесительная камера полной мощности; 7 — главным топливный жиклер; 8 — диафрагма ускорительного насоса; 9 — топливный жиклер переходной системы; 10 — крышка корпуса карбюратора; 11 —топливный жиклер обогатительной системы (эконостата); 12 — основной картонный фильтрующий элемент очистки воздуха; 13 — фильтрующий элемент (из нейлоновой ваты предварительной очистки воздуха; 14 — патрубок забора холодного воздуха; 15 — распылитель обогатительной системы; 16 — распылитель главной дозирующей системы; 17 — нагнетательный клапан ускорительного насоса воздушная заслонка — корпус воздушного фильтра; 20 — корпус пускового устройства; 21 — топливный жиклер системы холостого хода; 22 — игольчатый клапан поплавковой камеры; 23 — корпус карбюратора; 24 — поплавковая камера; 25 — первичная (основная) смесительная камера; 26 — регулировочный винт состава смеси при работе двигателя на холостом ходу; 27 — балансир рычага механической подачи топлива; 28 — толкатель диафрагм; 29 — рычаг ручной подачи топлива; 30 — нижняя крышка корпуса топливного насоса; 31 — впускной клапан; 32 — верхняя крышка насоса; 33 — выпускной клапан; 34 — шланг подачи топлива в карбюратор; 35 — корпус топливного насоса; 36 — диафрагмы насоса; 37 — штанга механического привода топливного насоса; 38 — рычаг механической подачи топлива; 39 — эксцентрик привода топливного насоса; 40 — валик привода прерывателя — распределителя масляного и топливного насосов; 41 — пробка топливного бака; 42 — поплавок указателя уровня топлива; 43 — сетчатый фильтр приемной трубки; 44 — топливный бак; 45 — приемная трубка; 46 — датчик указателя уровня топлива; 47 — трубка забора топлива из бака; 48 — заливная горловина топливного бака; 49 — пробка топливного бака; 50 — клеммовая коробка датчика указателя уровня топлива; 51 — указатель уровня топлива в баке.Popularity: 10%