Система охлаждения двигателя ВАЗ
Система охлаждения двигателя ВАЗ, особенности конструкции, назначение, принцип работы
Сегодня затронем в данном посте систему охлаждения двигателя, которая установлена на автомобиле ВАЗ первой модели 2101, на других машинах принцип ее работы схож, может только отличаться некоторыми элементами конструкции.
Система охлаждения двигателя направлена на отвод тепла, которое может зашкаливать за 2000 градусов от мотора автомобиля и поддержание его температурного режима в нормальных условиях эксплуатации, то есть это в приделах 80-90 °C. Как говорится это золотая середина, холодный двигатель плохо, сильно перегреты тоже не хорошо, при движении автомобиля или просто при работающем его двигателе, следите за показателями температуры охлаждающей жидкости на панели приборов.
В данный момент существует две основные системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания:
— воздушная;
— жидкостная.
Мы будем более тщательно рассматривать последний вариант, так как на всех автомобилях ВАЗ используется именно она.
Воздушная система охлаждения двигателя
Воздушная имеет более простую конструкцию и используется на маломощных двигателях, например мотоциклы, Запорожцы – ЗАЗ 968, у моего отца когда то такой был. Вы наверное видели на цилиндрах есть ребра, которые обдуваются воздухом и отводят таким образом часть тепла от работающего двигателя.
Плюс такой системы:
— нет охлаждающей жидкости, простота конструкции;
— меньший размер мотора и соответственно его вес.
Минусы:
— боится перегрева силового агрегата в летнюю жару со всеми вытекающими последствиями.
На нашем запорожце мы не раз сталкивались с такой проблемой. Иногда автомобилисты устанавливают дополнительный заборник воздуха, что бы как то исправить эту ситуацию.
Жидкостная система охлаждения двигателя
Переходим непосредственно к нашим Жигулям, где рассмотрим основные элементы система охлаждения двигателя на примере легендарной и всем известной модели типа Копейка 2101.
Тип – закрытый (работает пот давление), жидкостной, как говорилось выше, с принудительной циркуляцией от насоса, с расширительным бачком, прям как в отоплении дома.
Чтобы было понятно куда и как двигается по контурам жидкость, на рисунке нанесены стрелочки для удобства и понимания.
Система охлаждения двигателя ВАЗ и ее конструкция
1 – труба отвода жидкости от радиатора отопителя и карбюратора в насос охлаждающей жидкости; 2 – труба отвода горячей жидкости из головки цилиндров в радиатор отопителя; 3 – перепускной шланг термостата; 4 – выпускной патрубок рубашки охлаждения; 5 – подводящий шланг радиатора; 6 – расширительный бачок; 7 – рубашка охлаждения; 8 – пробка радиатора; 9 – радиатор; 10 – кожух вентилятора; 11 – вентилятор; 12 – шкив привода вентилятора и насоса охлаждающей жидкости; 13 – отводящий шланг радиатора; 14 – ремень привода насоса; 15 – насос; 16 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 17 – термостат.Принцип работы система охлаждения двигателя ВАЗ
Рассмотрим принцип работы система охлаждения двигателя, который заключается в следующем. При помощи насоса жидкость циркулирует по рубашке охлаждения блока цилиндров и головке, проходит через термостат, насос и опят туда же – малый круг охлаждения.
При повышении температуры выше отметки 80–85°С, термостат открывается в автомате и какой то процент жидкости поступает в радиатор для охлаждения, таким образом получается большой круг.
При открытии крана отопителя — 9, нагретая жидкость поступает в его радиатор, который обдувается своим вентилятором и служит для обогрева салона и лобового стекла автомобиля.
Принципиальная схема системы охлаждения двигателя и принцип ее работы:
1 – радиатор; 2 – патрубок для циркуляции охлаждающей жидкости; 3 – расширительный бачок; 4 – термостат; 5 – водяной насос; 6 – рубашка охлаждения блока цилиндров; 7 – рубашка охлаждения головки блока; 8 – радиатор отопителя с электрическим вентилятором; 9 – кран радиатора отопителя; 10 — пробка для слива охлаждающей жидкости из блока; 11 – пробка для слива охлаждающей жидкости из радиатора; 12 – вентилятор.
Основные составляющие система охлаждения двигателя ВАЗ
Насос – гоняет жидкость по системе, тип центробежный, вращается от шкива коленвала при помощи ремня на фото выше под №14.
Вентилятор – обдувает радиатор, имеет четыре лопасти из пластмассы, прикручен к ступице шкива насоса.
Термостат – основная задача поддержка оптимальной температуры двигателя, за счет включения или отключения дополнительного контура охлаждения.
Радиатор – отводит и рассеивает излишнее тепло от работающего двигателя. Как и большинство радиаторов, имеет трубочки с пластинами, расположенные вертикально в два ряда для увеличения общей площади. Пробка сверху не простая, с клапанами (впускной и выпускной).
О всех этих элементах мы расскажем в соответствующих статьях на нашем сайте.
Совет!!!
При техническом обслуживании и вообще перед каждым выездом, проверяйте уровень жидкости на неработающем моторе. По закону физики нагретая жидкость увеличивается в объеме и вы не сможете точно определить ее уровень.
Popularity: 19%
Понятно более-менее все про систему охлаждения жигулей.